Добавить компанию Регистрация
Рынок алкоголя после карантина
Аналитика

Рынок алкоголя после карантина

Спрос на более редкие и уникальные вина, а также отдельные категории крепких спиртных напитков начнет возвращаться в октябре-ноябре.

466

Какое спиртное будут пить после отмены пандемии?

Рынок пива
Коронавирус ощутимо повлиял на мировой рынок пива: рестораны и бары весной были закрыты, шашлычный сезон толком не начался. Если в апреле в СНГ наблюдался всплеск продаж пива — в торговом звене он составлял примерно 7-10% по сравнению с прошлым годом, — то уже в мае ситуация откатилась назад. 
В ряде стран рынок пива и так значительно сокращался в последние годы. По данным Росстата, выпуск пива (кроме отходов пивоварения) в 2019 году снизился по сравнению с предыдущим годом — на 0,1%, до 771 миллиона декалитров. При этом, как сообщало российское статистическое ведомство, продажи пива и пивных напитков в прошлом году сократились на 2,7% — до 713,2 миллиона декалитров.

Алкоголь в общепите

На долю рынка общепита, например в России, приходится не более 10% всех продаж алкогольных компаний. Продвижение алкоголя здесь выстраивается в первую очередь через канал HoReCa (заведения общепита, включая бары и рестораны в гостиницах), где потребителя проще познакомить с чем-то новым. Поданным Diageo, в последнее время алкогольные компании начали вести активные переговоры с представителями HoReCa о поставках спиртного.

По словам гендиректора «Бакарди Рус» Антона Шатрова, его партнеры готовы вкладывать свои деньги только в самые известные бренды с хорошей репутацией, такие как Martini, Bacardi, William Lawson’s, и в меньшей степени экспериментировать с новыми брендами.

В «Лудинге», где не прекращали коммуникации с рестораторами и во время режима изоляции, фиксируют, что по сравнению с июнем 2019 года сейчас объем отгрузок ниже более чем на 20%. Но, несмотря на это, в компании рассчитывают, что уже в сентябре рестораны вернутся к прежним объемам заказа. В то же время в «Лудинге» наблюдают смещение спроса в сторону более доступного ценового сегмента. В структуре первых отгрузок будут преобладать позиции, которые предлагаются в ресторанах по бокалам, в частности просекко, кава, совиньон блан из Новой Зеландии.

Премиальный алкоголь

Спрос на более редкие и уникальные вина, а также отдельные категории крепких спиртных напитков начнет возвращаться в октябре-ноябре.

В Bacardi также видят снижение спроса на премиальный алкоголь. В первые три месяца отгрузки таких напитков сократятся на 30-50% год к году, прогнозирует Антон Шатров. По его словам, объем сокращения в первую очередь будет зависеть от типа заведений. В частности, ночные заведения — клубы, танцевальные бары — будут дольше выходить из кризиса. Господин Шатров полагает, что ситуация будет выправляться в течение года, но основное влияние будет оказывать общая экономическая ситуация в стране.

Для многих игроков алкогольного рынка сокращение продаж премиального сегмента может иметь негативные последствия. Так, изменение спроса на эту категорию имеет особенно важное значение для Diageo, признают в самой компании, так как она одна из ключевых для нее.

В прошлом году Diageo приняла стратегическое решение пересмотреть свой портфель в сторону премиальных напитков. Для этого компания даже вывела с российского рынка два недорогих бренда — Rowson’s Reserve и Shark Toot, производство которых было локализовано на Саранском ЛВЗ, рассказывал  гендиректор Diageo в России Олег Харитонов.

В «Лудинге» падение премиального сегмента в HoReCa фиксируют уже на основе текущих переговоров и оценивают его в 30%. Если ситуация не восстановится к октябрю, как рассчитывают в компании, это может отразиться на проекте L-Wine — это винный бутик, где представлена премиальная сеть портфеля «Лудинга». Еще в марте этот сегмент демонстрировал рост на 40%, отмечают в компании.

Сокращение объема поставок может быть обусловлено еще и ростом цен на алкогольную продукцию. О повышении стоимости, как рассказывает шеф-бармен ресторанов «Северяне» и Uilliam’s Антон Иваха, дистрибуторы предупреждали еще накануне карантина. Он отмечает, что индексация цен на алкоголь происходит каждый год в пределах 10%, но сейчас на некоторые позиции цены выросли гораздо существеннее — до 30%. Это коснулось даже пивоваров, которые ежегодно повышали цены не более чем на 3%, а сейчас подняли примерно на 10%.

При этом в «Северянах» и Uilliam’s не планируют отказываться от каких-либо брендов спиртного ради более дешевых, так как это может сказаться на имидже и позиционировании заведений, говорит Антон Иваха. Он рассказывает, что во время карантина был разработан ряд новых позиций безалкогольных напитков, часть из которых останется и после возобновления работы. Кроме этого, продолжит работу доставка, добавляет господин Иваха.

Основатель и совладелец El Copitas Bar, кафе Paloma Cantina, а также Bartenders FAQtory Артем Перук рассказал, что если ранее его заведения сотрудничали только с такими гигантами, как Bacardi Martini, Diageo и Brown-Forman, то теперь к ним стали обращаться и локальные импортеры, в частности «Ладога» и «Лудинг». Такие игроки понимают, что вместо десятков баров теперь могут позволить себе сотрудничество лишь с несколькими заведениями, и выбирают наиболее раскрученные, поясняет господин Перук. Они готовы предоставлять free-продукты, что для баров сейчас крайне важно, а также на руку и самим импортерам, которые получают возможность представлять свою продукцию на сократившемся после пандемии рынке.

После открытия Артем Перук ожидает наплыва гостей лишь в первые две-три недели. Потом потребители поймут, что уже не могут позволить себе посещать десять заведений за выходные и будут выбирать какое-то одно.

В этой ситуации бары должны будут сделать все, чтобы выбрали именно их, и безликие заведения без сильной концепции, располагающей атмосферы и дружелюбного обслуживания выжить не смогут, прогнозирует господин Перук.

Кроме этого, для сокращения издержек придется снижать себестоимость продуктов, а, следовательно, и качество, а также отказываться от части имиджевых позиций. В Paloma Cantina, в свою очередь, намерены переквалифицироваться на барную тематику, сократив позиции в меню с 40 до 20, рассказывает его основатель.

В ряде городов — Сочи, Краснодар, Ростов, Уфа, Тула — поставки уже начались, отмечает Антон Шаров. В остальных городах их старт намечен на конец июня. При этом в городах, в которых уже начали работать летние террасы, было около 70% заполняемости в первые дни открытия, говорит господин Шаров.