Добавить компанию Регистрация
Рейтинг «молочки» Беларуси. Смена лидера
Аналитика

Рейтинг «молочки» Беларуси. Смена лидера

Согласно данным Белстата, лидером по выпуску цельномолочной продукции в Беларуси стала Брестская область, которая опередила Минскую область вместе со столицей.

Такую динамику обусловила компания «Савушкин продукт», которая в прошлом году экспортировала свою молочную продукцию в более чем 30 стран мира.

Так, в Брестской области в 2018 году выпустили 29,8% от всего объема цельномолочной продукции в стране. Доля Минска и Минской области несколько ниже – 26,9%. Третье место занял Могилевский регион с 16%. В Гомельской области производят 11,4% белорусской «молочки», а в Гродненской – 8,5%. Список закрывает Витебский регион с 7,4%.

Что интересно, лидером позапрошлого года были Минск и Минская область. На них приходилось 28,5% цельномолочной продукции против 27,6% у Брестского региона. Могилевская область произвела тогда 14% белорусской «молочки», Гомельская – 12,9%, Гродненская – 8,6%, а Витебская – 8,3%.

На «молочный» рост Брестской области частично повлияла консолидация активов. В сентябре 2018 года «Савушкин продукт» приобрел контрольный пакет акций (62,68%) Березовского сыродельного комбината за $41 млн, обязуясь вложить еще Br20 млн в его дальнейшее развитие. Параллельно в собственное производство брестская компания инвестировала около $40 млн.

Всего в 2018 году в Беларуси выпустили около 2 миллионов тонн цельномолочной продукции. Примерно столько произвели годом ранее. По производству молочной продукции на душу населения Беларусь опережает большинство стран мира. При этом более половины молочной продукции поступает на экспорт.

В число крупнейших производителей вошли «Савушкин продукт», «Слуцкий СК» и «Бабушкина крынка». На них приходится большая часть белорусской «молочки» на внутреннем и внешнем рынке.

Среди тенденций – рост популярности кисломолочной продукции. Если интерес к йогуртам подогревает европейская мода на здоровое питание, то спрос на кефиры, творога и ряженку традиционно идет с Востока – «кисломолочку» активно поставляют в Россию и страны Средней Азии. Перспективным оказался и рынок глазированных сырков, на который в начале этого года вышел «Савушкин продукт».

Кстати, по классификации Белстата в категорию цельномолочной продукции входит собственно питьевое молоко, сливки, сырки, творог, творожные полуфабрикаты, кефир, ряженка, йогурты, простокваша и другие кисломолочные продукты.

Однако важно понимать рентабельность работы белорусских молочных компаний. Так по данным издания Office Life, большинству производителей удается сохранять положительную рентабельность, хотя и теряют в прибылях. Некоторые из тех, кто ушел в минус, были присоединены к другим компаниям. Так, например, произошло с ОАО «Щучинский маслосырзавод». В апреле 2019 года его решили присоединить к ОАО «Молочный мир». Щучинское предприятие завершило 2018 год с убытками примерно 9,8 млн рублей, хотя ранее было прибыльным.

В тяжелом положении оказался, например, Слуцкий сыродельный комбинат (бренды Complimilk, «ПлавгородЪ», «Нежная королева»).

Второй проблемный «молочник» — ОАО «Бабушкина крынка». Оно стоит во главе одноименного государственного холдинга. Показатель рентабельности — минус 3,1%. Выручка снизилась, в том числе экспортная, которая просела примерно на 50%. Чистый убыток за год превышает 14 млн рублей.

ТОП-20 молочных компаний Беларуси по чистой прибыли/убыткам

 ТОП-20 МОЛОЧНЫХ КОМПАНИЙ по прибылям/убыткам

 

Похожие материалы