Что такое «лайнер» и «флютинг»?
Библиотека упаковщика
331

Что такое «лайнер» и «флютинг»?

2018-08-21

Производители гофрокартона активноо используют такие термины, как «лайнер» и «флютинг». Уточним, что они означают.

Лайнер

Лайнер (от англ. liner - прямой, ровный, гладкий) - это общее название плоского слоя картона, используемого в производстве гофрокартона.

Картинки по запросу Лайнер гофрокартона

Этот термин относиться к профессиональной речи, жаргону изготовителей картона и отсутствует в нормативной документации.

По каталогу FEFCO (это ведущая Европейская организация производителей гофрокартона), лайнеры подразделяются на крафт- и тест-лайнеры.

Крафт-лайнер (от нем. kraft - сила) - это картон, который на 80% состоит из волокон лиственной целлюлозы. Оставшиеся 20% могут состоять из любой смеси вторичных волокон, например, макулатуры, соломы, древомассы, тростника, целлюлозы и т.д. То есть, чтобы называться крафт-лайнером, картон должен иметь минимальный процент вторичных волокон. Если же он равен нулю, такой картон называется топ-лайнером.

Крафт-лайнер представляет собой многослойный материал, насчитывающий от двух до восьми слоев. Их количество зависит от возможностей машины по производству картона. Чаще всего производят двухслойный крафт-лайнер, в котором базовый коричневый слой состоит из вторичного волокна, а наружный слой - из длинноволокнистых первичных волокон.

Такой картон, как правило, используют для производства упаковки с повышенными требованиями к сопротивляемости механическому воздействию.

Картоны для плоских слоев (лайнеры) должны отвечать требованиям ГОСТ, где марка картона К-1 - высшей, К-2 и К-3 - первой категории качества.

Международная практика подразделяет лайнер на:

  • К (kraft) — лайнер, состоящий из целлюлозных волокон;
  • Т2 (test 2) — лайнер, состоящий из частично переработанных волокон;
  • Т (test 3) — лайнер, волокнистая композиция которого полностью состоит из вторичных волокон;
  • С (chip) — лайнер на основе макулатуры;
  • BW (fully bleached white) — крафт-лайнер из беленой целлюлозы;
  • WT (white top) — лайнер из вторичных волокон с верхним мелованным слоем;
  • MK (mottled kraft) — крафт-лайнер белого цвета с вкраплениями;
  • OY (oyster) — крапчатый тест-лайнер. 

Флютинг

Флютинг (от англ. Fluting) – название картона для изготовления гофрированного слоя гофрокартона.

Картинки по запросу Флютинг

Так и термин «лайнер», «флютинг» не используется в официальной документации, но давно и прочно вошел в профессиональную терминологию. Если обратиться к ГОСТ, то официальное название флютинга - бумага для гофрирования, предназначенная для изготовления гофрированного слоя гофрированного картона.

В Европе принято делить бумагу для гофрирования на:

  • флютинг - материал, произведенный из полуцеллюлозы (Semichemical fluting, SF). В основном используется хвойная древесина, которая подвергается неглубокой химической обработке.
  • веленштофф – бумага, которая почти на 100% состоит из вторичного сырья (Wellenstoff, WS). В основном для ее производства используется макулатура, которая проходит трехступенчатую переработку.
  • шренц – бумага самого низшего сорта, имеющая самые низкие технические характеристики (Schrenz).

И хотя флютинг имеет менее эстетичный вид, чем лайнер, да и на ощупь он не столь приятен, именно он играет основную роль при производстве гофрокартона. Ведь именно от его технических характеристик зависит качество и амортизационные свойства гофроупаковки, так как гофрированный слой принимает на себя основную нагрузку при внешнем воздействии.

Гофрированный слой должен соответствовать требованиям ГОСТ 7377.  Согласно ему, флютинг делится на марки Б-0, Б-1, Б-2 и Б-3. Бумага для гофрирования марки Б-1, в основном, изготавливается из сульфатной небеленой целлюлозы; Б-2 - из смеси сульфатной небеленой целлюлозы и других ненормированных материалов; Б-3 - из ненормированных волокнистых материалов.

Флютинг по своим физико-механическим показателям должен обеспечивать стабильное качество при возникающих статических и динамических нагрузках и обеспечивать сохранность гофра. Нормируют же бумагу для гофрирования по следующим показателям: сопротивление плоскостному сжатию, торцовому сжатию, продавливание, разрушающая длина и т.д.

Что касается основных различий между лайнером и флютингом, создаваемыми различными производителями, то они зависят от используемого сырья, технологии производства и конечного предназначения материала.