Добавить компанию Регистрация
Пищевая промышленность присматривается к лучшим технологиям в упаковке
Библиотека упаковщика

Пищевая промышленность присматривается к лучшим технологиям в упаковке

Концепции умного производства развиваются стремительными темпами благодаря господдержке и льготному налогообложению.

1312

Какие тенденции можно отметить в развитии технологий в упаковке и какие условия необходимы для их благоприятных внедрений? Packbel.by разбирался по существу данного вопроса.

Аналитики отмечают, что цифровизация пищевой промышленности активнее идет в странах с сильным государственным регулированием отрасли и мерами поддержки. Концепции умного производства развиваются стремительными темпами благодаря господдержке и льготному налогообложению. Льготы предоставляются компаниям, которые внедряют передовые системы в производстве. Но о бурной цифровизации отрасли пока говорить преждевременно.

В Беларуси развитие технологий цифровизации тоже происходит, оно, как правило, обусловлено требованиями со стороны государства к технологиям производства, безопасности продуктов питания и их качеству. Как утверждают специалисты, главным стимулом для перехода предприятий пищевой промышленности на умные технологии служат директивы контролирующих органов, требования клиентов, связанные с прозрачностью производства, маркировкой продукции, четким обеспечением графика поставок. Производители в пищевой промышленности внимательно присматриваются к новым технологиям в упаковках, понимая, что, упустив важное новшество можно безвозвратно отстать. Но перед внедрением решения нужно понимать окупаемость достаточно серьезных инвестиций.

В пищевой промышленности сегодня приоритетна интеграция различных информационных систем, сбор и анализ данных. Понимание производственных процессов – это ключ к достижению окупаемости инвестиций. Для этого необходимо собрать данные, структурировать, привести к единому формату и сделать наглядными. Эта задача не из легких: на заводах обычно используется оборудование различных производителей. Оно может успешно выполнять свои технологические функции, но зачастую изначально не предназначено для интеграции в информационные системы.

Еще одно интересное направление — диагностическое обслуживание. Оборудование дооснащается датчиками, передающими информацию в аналитический центр. Накопленные данные помогают зафиксировать изменения в работе и предсказать выход из строя критических узлов и деталей. В результате предприятие уменьшает вероятность непредвиденных поломок, повышает эффективность работы, может оптимизировать интервалы обслуживания.

Широко используется производственная статистика для определения узких мест в производстве, поиска скрытых резервов, определения причин снижения эффективности работы оборудования.

В пищевом производстве начинают применяться технологии блокчейна. Системы распределенных реестров способствуют повышению прозрачности всех этапов. Для успешного внедрения требуется заинтересованность всех участников производственной цепочки (от фермера до потребителя). Поэтому полномасштабном внедрении блокчейна в пищевой промышленности говорить рано.

В пищевой промышленности реализуются различные элементы Индустрии 4.0, например, новые автономные и портативные источники энергии. Такие источники могут применяться для отслеживания движения активов за пределами предприятия, мониторинга условий транспортировки и хранения. Кроме того, они помогают сделать упаковку с готовым продуктом более интерактивной.

Для предприятий пищевой отрасли, особенно за рубежом, отмечают эксперты iot.ru, острее стоит вопрос рекуперации, то есть повторного использования отработанной энергии, в первую очередь тепловой. При производстве продуктов питания широко применяются процессы нагрева и охлаждения. Значительная часть энергии теряется. Существуют решения, позволяющие минимизировать эти потери как в рамках отдельных единиц оборудования, так и для всего производства в целом.

Широко используется робототехника, особенно при упаковке, транспортировке и хранении продукции (автоматические склады). Внедрение роботов особенно эффективно на участках с выполнением однотипных рутинных задач.

Также некоторые компании рассматривают перспективы использования дополненной реальности. В области упаковок потребителям предлагается множество разной тары, в том числе мультиупаковок. На них возможно размещение кодов. Эти коды уже уникальны и не поддаются повторному сканированию. Для кампаний такая технология очень удобна: все данные находились в облаке. Без подрядчиков можно контролировать процессы продаж в режиме реального времени, вносить коррективы, придумывать новые маркетинговые ходы в зависимости от потребления и т.п.

«Умная упаковка» также открывает целый ряд новых возможностей как для производителей, так и для потребителей. Она упрощает коммуникацию между ними, позволяет выстраивать личный диалог, сближает бренд и потребителя. С ее помощью можно проследить происхождение продукта и получить информацию обо всех этапах производства от фермы до прилавка. Наконец, упаковка становится инструментом для проведения различных маркетинговых акций, и, как следствие, способствует повышению лояльности.

Предложений на рынке становится больше и производителям непросто сделать выбор. В ближайшие годы в приоритете будут направления цифровизации, позволяющие составлять картину потерь в производственном процессе, картину использования ресурсов (воды и пара) с привязкой к производственным операциям и, конечно, планирование. В этой сфере очень большие перспективы для развития.